маркированный список Главная
маркированный список О нас
маркированный список Структура МУ ЦРО
маркированный список Нормативно-правовая база
маркированный список Одаренные дети
маркированный список Конкурсы
маркированный список Инновации, эксперименты
маркированный список Профильное обучение
маркированный список Экзамены
маркированный список Повышение квалификации
маркированный список Национальный проект "Образование"
маркированный список Начальное образование
маркированный список Дополнительное образование
маркированный список Библиотека
маркированный список Заместителю директора по УВР
маркированный список Консультация психолога
маркированный список Учителям
маркированный список Родителям
маркированный список Выпускникам
маркированный список Обратная связь

Найти:

 
             МУ ЦРО / Психолого - педагогическое сопровождение / Учителям

 

Рекомендации учителям по психологической подготовке к ЕГЭ

выпускников и их родителей

 

ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что "нельзя научиться плавать, стоя на берегу". Особый интерес в этом плане представляют впервые издаваемые Центром тестирования РФ сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5 по 11 класс, с их помощью можно оценивать уровень усвоения материала и отработать навык их выполнения. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
При этом основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче каких-нибудь зачетов и пр., т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных. Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Психологические советы по индивидуальному подходу при подготовке к сдаче ЕГЭ

Учителям важно знать психологические особенности учащихся при подготовке их к ЕГЭ.  Предлагаются психологические характеристики детей . основные трудности, связанные с их особенностями и возникающие при сдаче ЕГЭ и возможные стратегии их поддержки.

 

 Правополушарные дети

 

Краткая психологическая характеристика:

маркированный список

богатое воображение;

маркированный список

хорошо развитое образное мышление;

маркированный список

прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения.

Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ:

маркированный список

затруднения при необходимости четко логически мыслить;

маркированный список

трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях;

маркированный список

деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.

Стратегии поддержки:

маркированный список

необходимо задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки;

маркированный список

возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С, там, где требуется развернутый ответ.

 Дети синтетики

Краткая психологическая характеристика:

маркированный список

опираются в большей степени на общее, а не на частности;

маркированный список

мало времени уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.

Основные трудности:

маркированный список

трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки;

маркированный список

при сдаче ЕГЭ могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.

Стратегии поддержки:

маркированный список

при изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные боки и наполнять их конкретным материалом;

маркированный список

при работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать внимание в первую очередь?

маркированный список

в начале работы с тестовым материалом стоит ознакомиться с материалом в целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их содержанием. Это поможет им сориентироваться.

 Тревожные дети

Краткая характеристика:

маркированный список

часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное;

маркированный список

задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли;

маркированный список

часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

Основные трудности:

маркированный список

отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Стратегии поддержки:

маркированный список

нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов;

маркированный список

создавать ситуацию успеха, поощрения, поддержания.

 Неуверенные дети

Краткая характеристика:

маркированный список

не умеют опираться на собственное мнение,  склонны прибегать к помощи других людей;

маркированный список

хорошо справляются с заданиями по образцу;

маркированный список

часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

Основные трудности:

маркированный список

необходимость опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение.

Стратегии поддержки:

маркированный список

при работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение. (Как ты думаешь, с чего лучше начинать: с простых или сложных заданий?)

 Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации 

Краткая характеристика:

маркированный список

обычно эти дети характеризуют как невнимательных, рассеянных;

маркированный список

у таких детей часто неустойчивая работоспособность;

маркированный список

они могут часто отвлекаться.

Основные трудности:

маркированный список

непроизвольные дети при общем высоком уровне могут нерационально использовать время.

Стратегии поддержки:

маркированный список

важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (часы, линейка, указывающая нужную строку и т.д.).

 Перфекционисты и отличники

Краткая психологическая характеристика:

маркированный список

высокая или очень высокая успеваемость;

маркированный список

ответственность, организованность, исполнительность;

маркированный список

перфекционисты очень чувствительны к похвале, для них характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка.

Основные трудности:

маркированный список

им нужно сделать все, причем безошибочно.

Стратегии поддержки:

маркированный список

помочь осознать разницу между достаточным и превосходным;

маркированный список

им необходимо понять, что для получения отличной оценки не необходимости выполнять все задания.

 Астеничные дети

Краткая психологическая характеристика:

маркированный список

высокая утомляемость, истощаемость;

маркированный список

при утомляемости резко увеличивается количество ошибок.

Основные трудности:

маркированный список

высокая вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

Стратегии поддержки:

маркированный список

оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомился;

маркированный список

консультация у невролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

 Гипертимные дети

Краткая психологическая характеристика:

маркированный список

очень быстрые, энергичные, активные;

маркированный список

импульсивны, порой несдержанны;

маркированный список

склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности;

маркированный список

сниженная учебная мотивация.

Основные трудности:

маркированный список

слабое место гипертимных детей собранность, концентрация внимания, тщательность и аккуратность.

Стратегии поддержки:

маркированный список

необходимо развивать навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты выполнения задания;

маркированный список

необходимо создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.

Застревающие дети

Краткая психологическая характеристика:

маркированный список

они с трудом переключаются с одного задания на другое;

маркированный список

им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания;

маркированный список

если их начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается.

Основные трудности:

маркированный список

необходимо быстро переключаться с одного задания на другое;

маркированный список

актуализировать знания из различных разделов школьной программы.

Стратегии поддержки:

маркированный список

научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания

маркированный список

можно заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене.

 Аудиалы и кинестетики

Краткая психологическая характеристика:

маркированный список

основная модальность восприятия: аудиальная (слуховая) и кинестетическая (тактильная).

Основные трудности:

маркированный список

 ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков.

Стратегии поддержки:

маркированный список

аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух;

маркированный список

кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом).


 

В начало страницы

 

МУ "Центр развития образования города Дубны Московской области" 2009 г.